Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли сами

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли сами

В нашем комьюнити стало уже привычкой время от времени хоронить Dota 2, хотя на деле показатели тайтла от Valve вполне стабильны и даже порой ставят локальные рекорды. А вот где-то на фоне действительно умирают MOBA-игры. Популярность и успех «Доты» и League of Legends в свое время создали настоящий бум в жанре, породив десятки разных конкурентов, многие из которых были на первых порах по-настоящему большими и амбициозными. О смерти таких MOBA сегодня и поговорим. 

Smite — гибель богов 

Разнообразных клонов у Dota 2 и League of Legends за последние 15 лет было превеликое множество. Большинство из них появлялись и исчезали абсолютно незаметно, ведь, кроме красочных скинов, не предлагали геймерам ничего нового. Smite была другой. Выпущенная в 2014 году студией Hi-Rez Studios, игра предлагала совершенно иной взгляд на MOBA — в прямом и переносном смысле. 

Во-первых, в Smite был реализован вид от третьего лица из-за спины персонажа. Такой подход чуть усложнял общий контроль карты, зато добавлял красочности и эффектности сражениям и используемым спеллам. Да, после Dota 2 это требовало чуть больше времени на адаптацию, но привыкнуть к такому было не так уж сложно. А, ну и, конечно, всеми скиллами здесь надо было прицеливаться и попадать самостоятельно. 

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: Smite

Во-вторых, Smite подкупала сеттингом. Авторы не стали делать клоны привычных Drow Ranger и Pudge, а разработали свою уникальную концепцию: в битвах участвовали боги из существующих мифологий. Получалось эпично, когда на одной линии Зевс сражался с Тором, а на другой — Анубис умирал от Бабы-яги. Смешение греческой, китайской, славянской, скандинавской, индийской и многих других мифологий дополнялось еще и соответствующими стилизованными боевыми аренами. В общем, выглядела Smite действительно свежо, особенно в момент выхода (игра к тому же была на Unreal Engine 3). 

В остальном это была привычная MOBA: линии, башни, волны крипов, фарм опыта и золота, покупка предметов, прокачка четырех (зачастую) активных способностей и всё в таком духе. У Smite даже был киберспорт, причем с LAN-чемпионатами по миллиону долларов.

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: YouTube-канал Smite Vods

Изначально для запуска Smite требовался отдельный лаунчер от Hi-Rez. Но позже игра была добавлена в Steam, где ее можно найти до сих пор. Так почему же она умерла? Пожалуй, преданный фанат тайтла сможет назвать с десяток причин: от неудачных изменений баланса до плохой маркетинговой работы. Однако, как показывает статистика, Smite довольно стабильно себе существовала, пусть и с гораздо более низкими показателями, чем у Dota 2, но всё этого до того момента, пока в самой Hi-Rez не произошли массовые увольнения — далее компания решила заморозить игру, прекратив выпуск нового контента и сосредоточившись на Smite 2.

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиВидите резкое падение онлайна? Это как раз на фоне выпуска тестирования второй части и последующих новостей о прекращении поддержки первой. Источник: Steam Charts

В итоге разработчики «потеряли» оригинальную Smite и выпустили сырую Smite 2 (альфа-тестирование в ней было платным и стоило как полноценный ААА-проект), которая отвернула большинство старых пользователей и не привлекла новых. Smite 2 была сделана уже на движке Unreal Engine 5. Вот только, кроме улучшенной графики, разработчики ничего не предложили игрокам. А проблем с оптимизацией, багами и сломанным балансом стало хоть отбавляй. В итоге сейчас онлайн обоих тайтлов практически на дне, а большинство фанатов оригинала не хотят переходить во вторую часть.

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: Steam Charts

Paragon — мать Deadlock

Paragon от компании Epic Games была выпущена в 2016-м. Вообще, ее можно назвать своеобразным прообразом Deadlock. Здесь и позаимствованная у Smite камера от третьего лица, и довольно избыточное количество стрельбы, и вертикальный дизайн карты. И всё это в сеттинге sci-fi и на движке Unreal Engine 4. Так что в момент релиза Paragon смотрелась дорого-богато, благодаря чему солидно так хайпанула.

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: YouTube-канал «Орк-подкастер»

Основные механики MOBA были сохранены: башни, линии, крипы (в том числе лесные), прокачка способностей. Велосипед был изобретен только в вопросе предметов. Здесь они заменялись карточками, которые нужно собирать в кастомные колоды и уже в самом матче за аналог золота получать к ним доступ. 

В целом Paragon смотрелась свежо и интересно, к тому же разработчики регулярно добавляли новый контент и правили баланс. Но была и пара нюансов. Во-первых, Paragon всё-таки кардинально отличалась от более классических MOBA, соответственно, и времени на адаптацию любителям жанра нужно было больше. Во-вторых, игре недоставало темпа, и в ней просто можно было заскучать — а это уже тревожный сигнал для сессионки. Поэтому, несмотря на общий ажиотаж и сообщения от Epic Games о миллионах зарегистрировавшихся пользователей, большое комьюнити с ходу создать не получилось. 

Однако главным и самым увесистым гвоздем в крышку гроба Paragon стала… Fortnite. В 2018-м «королевская битва» от Epic Games превратилась в настоящий хит. На ее фоне перегруженная Paragon, которая всё еще не могла навязать конкуренцию Dota 2 и League of Legends, смотрелась балластом. В итоге компания приняла решение закрыть проект и перенаправить все ресурсы на развитие Fortnite. 

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: Paragon

Любопытно, что в 2022-м игру попытались воскресить — тогда вышла Paragon: The Overprime. Но она просуществовала примерно столько же, сколько и оригинал. В 2024-м франшиза была окончательно закрыта. 

Prime World — русская «Дота»

А теперь вернемся к более традиционному формату MOBA. Prime World — российский тайтл от компании Nival, вышедший в 2014 году. На первый взгляд, геймплейно это была копия Dota 2 и LoL. Но только на первый. Три линии, крипы, персонажи, башни, прокачка — всё было на месте (даже часть способностей была узнаваема). Однако при этом у Prime World была какая-то своя уникальная атмосфера уюта, похожая чем-то на «Аллодов». Это была MOBA в классическом фэнтезийном сеттинге, со своим лором и понятным разделением на стороны конфликта. 

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: Prime World

При этом Prime World была насыщена множеством небольших, но оригинальных механик. Например, у каждого игрока был собственный замок, в котором в перерывах между матчами нужно было строить здания, добывающие нам ресурсы для открытия новых талантов. 

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: Prime World Classic

Как таковых предметов, не считая расходников, в игре не было. Вместо них прокачка персонажа строилась именно на талантах, которых было действительно много — почти как в WoW. Таланты были не статичны, их набор можно было заранее изменять, подстраивая своего героя под определенный геймплей и в целом мету. 

Но, конечно, каждый, кто хоть раз запускал Prime World, запомнил другую фишку — «Змейку»! (Zuma). На базе у каждой команды один из участников в самом матче буквально со старта мог залипнуть в известную казуальную игру. И это в большинстве случаев даже не считалось руином. Успешная игра в «Змейку» позволяла дать бонусы союзникам. 

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: Prime World

А еще у Prime World была интересная механика с «родной землей», которая в полной мере раскрывала понятие «контроль карты». Нечто подобное многие из вас помнят по Warcraft III, где у нежити проклятая земля давала ряд преимуществ. Находясь на своей земле в Prime World, герой получал ряд бонусов. Чтобы отхватить больший кусок карты, получив тем самым преимущество в бою, нужно было захватывать флаги. 

Prime World отличалась и довольно оригинальными дополнительными режимами, которые серьезно меняли геймплей и давали совершенно новый игровой опыт. 

MOBA просуществовала до марта 2021-го — тогда Nival окончательно отключила серверы. По словам разработчиков, решение было связано с падением интереса к тайтлу. Сами же игроки винят во всём авторов, которые с годами так и не выработали оптимальный способ монетизации проекта и заметно ухудшили игровой баланс. 

Летом 2025-го энтузиасты воскресили проект, выпустив в открытый доступ Prime World: Classic. Однако, как и в случае с Paragon, реинкарнацию пока нельзя назвать успешной. Сейчас средний онлайн тайтла в Steam — 56 человек. Так что поностальгировать в игре с ботами пару раз можно, но рассчитывать на полноценный камбэк Prime World не стоит (зато можно зайти на страницу тайтла в Steam и похихикать с посвященной ему нейросетевой песни).

Demigod — пионер MOBA

Если предыдущие тайтлы в списке выходили, когда жанр MOBA уже устаканился, а Dota 2 и League of Legends стали гегемонами, на которых равнялись, то Demigod — совершенно другая история. Проект был анонсирован, когда Dota 2 еще не существовало, а сам релиз тайтла от студии Gas Powered Games состоялся в 2009-м — за полгода до League of Legends. Вот о настолько бородатых временах идет речь. Временах, когда MOBA-игру надо было покупать на обычном CD-диске. 

То есть, по сути, мы говорим о буквально первой полноценной большой MOBA. Конечно, авторы многое перенимали у DotA, но тогда это была всего лишь кастомка, а потому рамки жанра еще не были так строго очерчены, и Demigod стала своеобразным пионером. 

Demigod значительно отличалась от современных MOBA. Карты здесь довольно небольшие и не обременены нейтральными крипами, да и вообще какими-либо объектами, кроме башен и флагов. По сути, увидеть всю карту (коих в игре было около десятка) целиком можно, просто отдалив камеру. 

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: Demigod

А сама камера — отдельная история. Ей необходимо было управлять вручную, что, конечно, не самое удобное занятие. Но хуже камеры был отклик игры на клик: персонажу требовалась буквально лишняя секунда, чтобы с предыдущей команды переориентироваться на текущую. Так что современные любители тысячи пингов в секунду просто сгорели бы в первую минуту матча. 

Для своего времени у Demigod была очень симпатичная графика (куда симпатичнее, чем будет у той же League of Legends). Особенно это касается дизайна героев — они действительно выделялись, спутать их с крипами или друг с другом едва ли было возможно. 

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: Demigod

Вот только была проблема: героев этих было всего десять штук. И всё. Для MOBA такой дефицит выбора — это проблема. 

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: Demigod

Было заметно, что Demigod всё-таки тяготела к RPG. Здесь было и размашистое древо талантов, то есть прокачивать каждого героя можно было по-разному, и такой традиционный RPG-инвентарь, когда предметы покупались целиком и только под определенный слот — сапоги, шлем, броня и так далее. 

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли сами1/2Источник: DemigodПять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли сами2/2Источник: Demigod

Сейчас очевидно, что у Demigod было мало шансов выжить в зарождающемся жанре MOBA, ведь игре просто катастрофически не хватало контента. Активностей на карте не было, персонажей и артефактов было критически мало… Да, были таланты, но, как и в любой соревновательной игре, эффективных билдов оказалось не так уж и много. А теперь добавим к этому историю с большим количеством багов на релизе, а также нарушенные обещания разработчиков — предполагалось, что в Demigod будет полноценная одиночная кампания, которую никто так и не увидел. Это сейчас геймеры могут простить подобный финт (привет, Overwatch 2), но в то время такое поведение было нонсенсом. И хотя на релизе количество игроков у Demigod было внушительным, как оказалось позже, большинство из них пиратили тайтл. Ну а последним ударом по Demigod стал выход League of Legends через полгода, в лице которой геймеры получили уже полноценную MOBA, без смешения жанров и с большим выбором героев. 

Кстати, а еще в Demigod была очень эпичная музыка и… самый известный дотерский голос Джона Патрика Лори — его вы всегда слышите на The International. 

Сейчас Demigod всё еще можно найти в Steam (она платная), но, конечно, комьюнити в игре нет еще со времен 2009-го. Но при желании поностальгировать и поиграть с ботами можно. 

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: Steam Charts

Heroes of Newerth — молодость большинства дотеров

Heroes of Newerth вышла в 2010 году и стала прорывом в жанре MOBA. Да, тогда уже существовала League of Legends, но тайтл от Riot Games был еще довольно сыроват, Demigod быстро загнулась, а оригинальная DotA начинала устаревать. 

И вот появилась HoN, разработкой которой занимался IceFrog. Игра взяла всё лучшее, что было в DotA, аккуратно усовершенствовала это и завернула в красивую мрачную обертку, добавив при этом несколько фишек для большего удобства. На момент релиза HoN выглядела как лучшая из возможных MOBA — что с технической, что с геймплейной стороны. 

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: HoN

То есть в моменте HoN по многим показателям опережала не только League of Legends, но и саму Dota 2, которая была на стадии бета-теста. Однако закрепиться в качестве гегемона в жанре тайтл не смог. В первую очередь стартовому бусту HoN помешало ошибочное решение сделать игру платной: $30 за MOBA — это перебор, когда под боком есть оригинальная DotA и League of Legends в формате free-to-play.

У HoN была и своя киберспортивная сцена, причем по тем временам довольно серьезная. Именно там начинали карьеру многие будущие звезды Dota 2: Fly, n0tail, s4, ppd, iNSaNiA, boxi и многие другие. 

Пять MOBA, которые пытались убить «Доту», но в итоге умерли самиИсточник: YouTube-канал Team Liquid CS2 | Counter Strike

Но соперничать с Dota 2 в киберспорте HoN не могла: The International как феномен индустрии с его огромными призовыми фондами создал вокруг себя куда более привлекательную экосистему и в итоге переманил большую часть звезд HoN. 

Еще одной проблемой HoN стала необходимость отхода от изначальных лекал DotA. Чтобы не нарываться на иски от Blizzard, разработчики стали менять оригинальных персонажей, предметы, карту и вводить собственный уникальный контент. Чем меньше HoN начинала быть похожей на классическую DotA, тем больше игроков переходило в Dota 2, которая стремительно развивалась. 

В 2011 году HoN держала средний онлайн около 50 тыс. пользователей — это отличный показатель (та же Dota 2 в 2012-м будет на этой же отметке). Вот только прыгнуть выше этой планки и выйти на качественно более высокий уровень тайтлу не удавалось. Dota 2 и League of Legends имели больше ресурсов, а их рост в те годы шел в геометрической прогрессии — уже в 2013-м средний онлайн «Доты» превысил 300 тыс. HoN же осталась со своим скромным кусочком рынка, который с годами только сужался. 

А в 2022-м разработчики и вовсе отключили серверы HoN, так как база активных геймеров сократилась до совсем несерьезных объемов. Однако свой второй шанс игра всё-таки получит: открытое бета-тестирование Heroes of Newerth: Reborn от Kongor Studios начнётся 11 ноября. 

Как можно заметить по нашему списку, попытки воскресить MOBA обычно ни к чему хорошему не приводят и быстро сворачиваются или же просто не получают должного внимания комьюнити. Но кто знает, вдруг у HoN всё будет иначе?

***

Канал автора в Telegram

Источник: cybersport.ru