Он тренировал MATUMBAMAN и играл на TI c 33 — ностальгическое интервью с j4

На FISSURE PLAYGROUND 2 — Dota 2, организованном при поддержке БК BetBoom, мы пообщались с Алексеем j4 Липаем. Он начинал свою карьеру еще в первой «Доте», и за более чем 15 лет многое повидал на профессиональной сцене. Долгие годы он был лидером Power Rangers, успел поиграть в англоязычных командах, съездить на The International в составе с 33, потренировать MATUMBAMAN и Malr1ne. Сейчас j4 уже 33 года, и теперь он выступает в роли наставника Runa Team, для которой FISSURE PLAYGROUND 2 стал первым тир-1 LAN в истории. О ярких событиях в карьере j4, работе тренером и различиях в поколениях дотеров читайте в интервью Cybersport.ru.
J4. Источник: FISSURE PLAYGROUND 2
— Очень интересно было с тобой поговорить, потому что я недавно собирался с коллегами, а многие из них сильно моложе — для них того периода, когда ты начинал свою карьеру, не существует. Прошло столько лет, многие люди, с которыми ты играл на турнирах, уже ушли из «Доты» и вообще с ней никак не связаны или стали стримерами. А ты всё ещё здесь, сейчас — в качестве тренера. Как тебе удавалось сохранять мотивацию, учитывая, с каких бородатых пор ты в этой движухе?
— Не могу сказать, что мне постоянно удавалось её сохранять. То есть она приходила и уходила. Но довольно просто на самом деле: если тебе что-то нравится, ты это просто это делаешь, и всё, мотивация сама собой появляется. Каких-то специальных техник нет. Просто вовремя нужно перезагружаться, чтобы не выгорать, чувствовать себя. С возрастом это проще на самом деле. Какой-то опыт появился. А так мне просто нравится игра, нравится работать. Мне нравится работать с командой, мне нравится погружаться в детали, вот этот процесс организовывать и игру команды в целом. Эта деятельность мне близка, поэтому это не сложно.
— Я общался с разными игроками, которые тоже из категории таких ветеранов, и часто слышал такой тезис, что одна из проблем в том, что сложно избавиться от определённой закостенелости. В плане того, что ты с годами привыкаешь к определённым способам общения с тиммейтами и тому, как воспринимаешь «Доту», а учитывая, что она постоянно меняется и тиммейты вокруг тебя из нового поколения, адаптироваться постоянно к новому с годами становится сложно. У тебя было что-то подобное?
— Нет, мне, наоборот, нравится адаптироваться. Меня это и привлекает в «Доте» — что ты постоянно обязан учиться. Если ты остановишься, то очень быстро уйдёшь назад. Это как раз не позволяет тебе расслабиться, не позволяет тебе заниматься какой-то монотонной деятельностью. Для меня это, скорее, плюс, что постоянно нужно сохранять свежесть ума, постоянно искать что-то новое. Ты в процессе, ты решаешь какие-то задачи — каждый день новые.
На самом деле интересно сравнивать, как мыслили мы в своё время, потом — как мыслило следующее поколение дотеров, с которыми я работал, а сейчас — уже третье или четвёртое поколение дотеров. У каждого свои мысли, свои приоритеты. Они по-другому видят «Доту».
И это двухсторонний процесс: чему-то я могу учить их, чему-то я учусь у них всегда, даже если они сами этого не понимают. То есть они меня активно не учат, но я стараюсь чему-то у них учиться. Это одна из привлекательных частей профессии для меня.
— Интересно, в чём ты видишь эти различия? Ты ведь человек, который ещё когда-то с NS на The Defense играл — понятно, за разные команды. И вот современное поколение дотеров. В чём эта разница выражается? Как ты её видишь?
— Ориентация на детали гораздо выше. Тогда многие не обращали внимания на какие-то мелкие детали — и в игре, и вне её, — которые очень важны сейчас. Из каждой детали, даже в игровом процессе, из каждой мелочи стараются выжать максимум. И на этом текущая компетитив «Дота» и строится: ты можешь проиграть игру буквально за 15 минут, за лейнинг.
Понятно, раньше такое случалось из-за патча и того, как игра работала. Потом игра от этого начала уходить. Сейчас это происходит из-за того, что команды и игроки очень хорошо понимают каждую мелочь, очень хорошо понимают своих героев. Раньше было мало специалистов на героях конкретных — AdmiralBulldog, ещё кто-то, — стратегии все отталкивались от того, как аутдрафтнуть соперника, найти что-то. Сейчас, скорее, всё строится на каких-то мелочах.
И начали больше уделять внимания, так скажем, софтскиллам — коммуникации какой-то, люди следят за собой больше, за здоровьем, за образом жизни. Раньше можно было чем угодно заниматься, рок-н-ролл — образ жизни вести и просто играть в «Доту». Сейчас ты не можешь долго оставаться конкурентоспособным, если так делаешь. То есть постепенно такая эволюция происходит.
Это основное, что в глаза бросается. Некоторые вещи просто тяжело объяснить, супер в детали не погружаясь. Из-за того, как игра меняется, просто игроки по-другому немножко на неё смотрят в целом. То есть раньше на первом плане были одни детали игровые, сейчас — другие детали. В то же время какие-то вещи старые можно легко внедрять, потому что многие игроки этого не видели — они не совсем понимают, что можно вот так делать. Здесь опыт даёт какой-то плюс: «Я видел, что вот так ещё можно делать».
— У ветеранистых игроков часто появляется эта история, что раньше было лучше: «Раньше-то “Дота” была, конечно, не то что сейчас!» Какая тебе версия или период в «Доте» ближе всего?
— Я так не мыслю, у меня уже профдеформация произошла. Я не смотрю на «Доту» как на развлечение — как мне нравится или не нравится. Я смотрю, как мне максимально эффективно всё выжать из игры и игроков, как мне оптимизировать игру своей команды.
Если смотреть, что ближе к душе, это совсем ранняя… ну как «совсем ранняя» — мне нравилась «Дота» на The International 2017, когда я на «Инте» играл. Мне кажется, те несколько лет — с седьмого по девятый TI — прямо хорошая была «Дота». Можно было играть по-разному, игра была и темповая, и лейтовая, можно было и на личном скилле выигрывать, и на командном. Вообще динамика игры хорошая была, интересная, и конкуренция была высокая. Наверное, как лучший период компетитив «Доты» я бы выделил этот. Плюс ещё были призовые фонды большие.
А так, если честно, не особо принципиально. Сам процесс, сама компетитив-сцена подразумевает, что ты должен уметь адаптироваться ко всему. Как я уже сказал, мне это нравится тоже в игре. Изменения — это всегда прикольно, всегда круто.
— Ты как раз вспомнил TI7. У тебя там был довольно необычный состав. Если сейчас все привыкли к интернациональным, смешанным составам — полу-СНГ, полу-Европа, — то тогда такое было не особо распространено. У тебя там были 33, Swiftending, по-моему… Насколько вообще это был необычный опыт тогда и насколько комфортно было играть в таком ростере?
Источник: YouTube-канал dota2
— Мне было комфортно. Это был мой первый опыт в англоязычной команде. Для меня это было что-то новое. Мне понравилось. На контрасте с коллективами из СНГ, где мы общались по-русски, мне было даже проще. Казалось бы, это парадокс — должен быть какой-то языковой барьер, но мне казалось, что общаться проще, потому что люди как-то проще воспринимали всю информацию, во-первых. Во-вторых, мне больше доверяли в команде. Изначально я даже не был капитаном, когда туда пришёл, но так получилось, что там встала вилка: либо кикнуть MiLAN, который тогда был капитаном… Я сказал: «Нет, давайте его оставим как игрока, и я стану капитаном», — просто мне нравилось, как он играл. То есть я даже не особо хотел. Я стал капитаном, и получилось, что мне доверяли. Это была первая команда, где мне доверяли все. В этом плане мне было просто.
Если смотреть на то, что у нас было много разных национальностей, это особо не ощущалось. Там были молодые ребята, которые росли на «Доте», и нам довольно просто было в этом плане найти общий язык. Мы, по сути, говорили на одном «Дота»-языке.
— Мне кажется, надо в резюме строчку писать: «Был капитаном 33». Учитывая, какой форс вокруг него идёт сейчас… Как тебе, кстати, 33 в те времена? Уже чувствовалось, что это гений «Доты»?
— Да, я сразу понимал, что это сильный игрок. Мне нравилось с ним играть. Он мог выразить свои мысли хорошо, у него был взгляд на игру какой-то свой, у него был план всегда. Для кор-игрока это большой плюс, когда у тебя есть видение и ты можешь подстроить команду под себя в моменте. Хорошие кор-игроки обязаны обладать этим качеством. Кроме того, что он обладал этими качествами, мне ещё нравилось его видение в целом, мне казалось оно хорошим — то, как можно выигрывать игры. Он где-то, может, по микро недоигрывал, но он и сейчас… Я бы не сказал, что он суперпотный какой-то игрок в микро. Он, скорее, берёт хорошим пониманием, идеями и работоспособностью. Да, уже было тогда понятно, что он будет хорошим игроком.
Не знаю, помнишь или нет, но он у нас даже на керри поиграл какое-то время в HellRaisers. Он поменял роль — моя идея была. Я думал, что он на керри сможет хорошо вести игру. У нас неплохо получалось, просто мы не очень удачную замену сделали на офлейне. Если бы мы тогда хорошего офлейнера взяли на решафле… У нас был вариант взять Ace, но ему пришёл инвайт в Secret, и он ушёл в Secret. В итоге мы взяли SexyBamboe. С ним у нас особо не получилось поиграть в «Доту».
— У тебя же был ещё один довольно интересный опыт. Через два года, по-моему, на TI9, когда ты был тренером Chaos. Как тебе опыт, когда ты тренируешь MATUMBAMAN — уже TI-виннера?
— Я тогда пришёл в команду незадолго до квал — за две-три недели. Я вообще должен был играть отборы с Vega Squadron — это был первый компетитив-ростер gpK~, ещё с so bad в составе, LastHero. Я должен был играть с ними квалу, но у меня тогда возникли проблемы со здоровьем, плюс ещё произошли разногласия с руководством Vega.
От Chaos был хороший оффер. Во-первых, ты коучишь MATUMBAMAN, ты коучишь MISERY — титулованные ребята, ты сам можешь у них чему-то научиться. Там были хорошие условия финансовые и шанс пройти на The International повыше.
MATUMBAMAN. Источник: The International
Сам опыт был разным. С какими-то игроками мне прямо понравилось работать — с MATUMBAMAN, например. Его легко коучить — казалось бы, человек выиграл «Инт», но он всегда прислушается, всегда сделает какой-то вывод, с ним легко обратную связь наладить, легко общаться. С некоторыми было потяжелее. В целом не хватило, на мой взгляд, лидерства в этой команде. Либо я не чувствовал уверенности — там MISERY и MATUMBAMAN, — чтобы на себя брать какие-то лидерские качества. Не хватало где-то опыта, я не мог их на себя взять. А в самой команде тоже не получилось этого сделать. MATUMBAMAN — такой чувак, скорее, лидер по примеру, а остальные ребята, на мой взгляд, не справились с этими обязанностями. Ну и в игровом плане так себе у нас получилось на «Инте». То есть на пракках у нас было всё неплохо. Я даже не ожидал, что так плохо у нас на «Инте» пойдёт по результатам. Там были с китайскими командами сложности на пракках, с Европой мы играли хорошо. OG, которая тогда выиграла «Инт» и вообще всех снесла, — мы с ней хорошо играли на пракках. А на деле вот так получилось. На мой взгляд, нам просто не хватило лидерских качеств на том «Инте».
— После TI9 поступали ли тебе предложения о тренерстве из топ-команд на следующий сезон?
— Нет, я тогда решил, что буду играть. Я не рассматривал тогда тренерские предложения. Да и их особо не было тогда. Я решил ещё точно поиграть — и пошёл играть, собственно.
— Ты же в 2022 году окончательно завершил карьеру игрока?
— Где-то так. Я поигрывал в стаках, в Ghost Frogs в 2021-м играл. В 2022-м EU Rejects были. Но, если не ошибаюсь, да, перестал в компетку играть в 2022-м.
— Это тебя уже больше потянуло в тренерство или появилось ощущение, что ты уже не тянешь?
— Я устал, скорее, от постоянной необходимости начинать сначала. Когда ты уже возрастной игрок, на тебя уже так смотрят, где-то скептически. Плюс объективно я не очень сильно играл, я играл средне. Если ты возрастной игрок и играешь средне, зачем брать тебя, если можно взять молодого человека, который играет лучше и у которого перспектив больше? А ты можешь пригодиться в другой роли — тренерской, например.
— У тебя был период, когда ты около года тренировал Nemiga. И как раз Malr1ne выступал под твоим руководством. Сейчас на «Инте», когда он поднимал Аегис, чувствовал вот эту единичку, этот процент, что «я приложил руку к этому его достижению»?
— Может, единичку. Вообще, я не люблю так смотреть на вещи. Пусть он сейчас скажет, сколько я там приложил. Мне, конечно, приятно, что он поднял, — просто за Стаса приятно. А так, что я там что-то приложил… Не особо так смотрю на это.
Источник: The International
— Если брать, опять же, «Инт», там ты тренировал уже состоявшихся игроков. А если брать твои последние несколько лет, кто из тех, кого ты тренировал, по-твоему, вырос больше всего за период твоего наставничества?
— Стас [Malr1ne], наверное. Стас хорошо вырос. Кирилл Hellscream в том же ростере Nemiga. Наверное, по сути, можно игроков из того ростера Nemiga назвать. После этого я работал в ASAKURA — оттуда никто пока особо никуда не пробился. И вот сейчас с Runa у нас неплохой период, все игроки, в принципе, растут. Для всех это лучшие результаты по карьере, мы стабильно идём вверх. То есть я бы выделил Hellscream, Malr1ne и текущий ростер Runa.
— Если брать сейчас Runa Team, мне кажется, у тебя со всеми игроками разница примерно в десять лет. Именно на межличностном уровне, за пределами «Доты», насколько легко построить общение, неформальный диалог? Насколько ты вообще с ними на одной волне за пределами «Доты»?
— Думаю, на достаточной. Нет каких-то сложностей в том, чтобы что-то сказать, донести какую-то вещь. Диалог нормальный. Нет каких-то прямо жёстких проблем со взаимопониманием. Грубо говоря, когда мы обсуждаем «Доту», мой голос чуть выше, чем у них. Я бы не сказал, что мне такое прямо близко, но в такой команде — я бы не сказал, что у нас есть какие-то жёсткие лидеры внутриигровые, — нужно задавать направление. И я стараюсь это делать вне игры всегда, чтобы у нас было какое-то единое мнение, чтобы у нас не было конфликтов, споров и мы в принципе к чему-то вместе приходили всегда. Вне игры… Я бы не сказал, что мы как-то супер общаемся вне игры, и я бы не сказал, что игроки супер общаются, но у нас получается всегда общий язык находить, у нас нет проблем с тем, чтобы договориться, что мы и как делаем. То есть нам где-то не хватает опыта, где-то — скилла, но процесс идёт. С момента, как мы начали работать, мы сделали одну замену, в остальном рост виден.
Runa Team. Источник: t.me/good_managerr
— Насколько ты требовательный, жёсткий тренер? Насколько тебе важна дисциплина?
— Важна. На мой взгляд, это основополагающая вещь, особенно для СНГ-команд, где люди не особо себя сами дисциплинируют. Да, я стараюсь дисциплинировать и в плане подъёма, и в плане игровом — как мы делаем какие-то вещи, которые для меня важны внутри игры. Я в первую очередь на это всегда обращаю внимание, нежели на какие-то игровые моменты, где мы недожали кнопки, — на них тоже обращаю внимание, но я требую, чтобы у нас постоянно соблюдалась структура, потому что, если она будет соблюдаться, остальные вещи будут получаться гораздо проще. Это, наверное, один из ключевых поинтов моей, если можно так назвать, тренерской философии.
— Назови свой самый яркий момент в карьере. Какой ты для себя выделяешь?
— Не знаю даже, сложно. Он впереди ещё, пока не знаю.
— Но это тренерский! А если игровой? Может, не конкретный момент, а период даже?
— Белорусский Non-Pro на минском LAN в 2009 году.
— Настолько?
— Настолько. Если брать прямо какие-то самые яркие… Ну, может, ещё WCG 2012, когда мы белорусским ростером DevilMice обыграли Orange Esports, которая до этого была топ-5 «Инта». Там Mushi, Yamateh — это были звёзды мирового масштаба, но мы их обыграли на LAN. Было приятно.
Либо тот Non-Pro, где мы заняли топ-4. Это был первый Non-Pro, где мы обыграли несколько сильных команд сразу. Мы были такими прямо андердогами, никто в нас не верил, а мы приехали и снесли несколько хороших команд. Либо вот этот WCG 2012.
— То есть даже The International не затмевает эти турниры?
— The International… Нет. The International у нас получился провальный, поэтому было смазанное впечатление. А когда мы проходили, было настолько сложно, что мы были выхолощены. Не знаю, было ли до или после этого такое: у нас было две bo3-серии в тот день и потом bo5-финал ещё. То есть мы играли миллион карт и под конец дня уже вообще не соображали. Даже толком не порадуешься. Там вообще сил нет — ни порадоваться, ничего.
***
Runa Team уже покинула FISSURE PLAYGROUND 2, не пройдя в плей-офф. Однако со своего первого LAN-чемпионата клуб не уехал без победу — состав j4 успел выбить из турнира Virtus.pro. Следующим тир-1 чемпионатом для Runa Team станет DreamLeague Season 27.
Источник: cybersport.ru