Интервью с DM о решафле, TI14, Streamers Battle и отдыхе от Dota 2

На FISSURE PLAYGROUND 2 — Dota 2, организованном при поддержке БК BetBoom, мы побеседовали с офлейнером PARIVISION Дмитрием DM Дорохиным. Киберспортсмен рассказал о выступлении на The International 2025 и отдыхе после завершения сезона, поделился мнением о турнирах Streamers Battle, а также назвал изменения, которые хотел бы увидеть в Dota 2.
— Начнем с The International 2025. В моменте казалось, что вы нащупали игру и смотрелись сильнейшей командой. А что не получилось?
— Я думаю, что недодавили, особенно в решающей серии. Где-то принимали не лучшие решения, потому что всё-таки крупный турнир — давление. Просто приняли ряд неправильных решений во второй и третьей играх против Xtreme Gaming.
— Тот факт, что у вас были сразу три новичка TI, в этом матче сказался?
— Думаю, к тому моменту уже не чувствовалось, потому что мы ведь играли LAN-турниры. Это как бы такой же LAN-турнир, как и другие. Очевидно, больше людей, но в целом… Мы уже бывали на LAN-турнире, знаем, что это такое.
9Class. Источник: Valve
— Очень много акцента всегда было на игре 9Class, его пуле персонажей и умении играть по карте. Но в то же время его персонажи — зачастую слабость сложной линии. Сложно ли тебе было адаптироваться в целом к такой «четверке»?
— Нет, не прямо сложно, потому что ты всегда можешь сделать из слабости силу. То есть, когда мы поняли, как примерно хочет играть Эдгар, я постарался нам подобрать каких-то героев, чтобы мы, грубо говоря, выживали на линии, но при этом чтобы потом у нас герои могли всё равно получить свою игру, сделать импакт. И, собственно, с такой логикой мы и драфтили.
То, что нас всегда закроют, мы тоже использовали как преимущество. Потому что одно дело, когда ты берешь линию, чтобы ее выиграть, но тебя закрывают, и у тебя игра уже чуть ли не заканчивается. Простой пример: Huskar взял на офлейн, тебя закрыли, и у тебя герой, который без особого камбэк-потенциала с 2 500 нетворса на девятой минуте — очень тяжелая игра. А другое дело, что берешь героев, которые могут стаки покачать, которые могут где-то разницу в миде сделать даже не самым большим уровнем, то есть тэпнуться и убить… Это уже нормально.
— Для многих зрителей было неожиданным, какие команды прошли в плей-офф: Nigma Galaxy, Heroic, китайские составы… Вы-то играли пракки и в целом следили за сценой. Насколько неожиданным оказался баланс сил, который мы увидели на турнире?
— Если честно, было довольно ожидаемо. Я сказал еще до турнира, что любая команда может победить здесь любую другую. То есть мы проигрывали Team Tidebound, а Team Tidebound отлетала от топ-8, условно. Много, очень много близких команд, очень много близких игр, не было на TI легких игр ни у кого абсолютно. Финал, который закончился счетом 3:2, это тоже подтверждает. То, что мы последние две серии играли счетом 2:1 — нереально близкие игры были, — тоже подтверждает. То есть это был действительно очень близкий TI, и нет такого, что: «О, Heroic или Nigma в топ-6, офигеть». Нет, такого не было. Это просто квинтэссенция того, что все научились играть в Dota 2, что все хорошо играли на этом TI. Все были близки.
Faith_bian. Источник: Valve
— Мета с Helm of the Dominator — вы ее очень активно использовали. Насколько вы вообще были, скажем так, еще до турнира готовы к тому, что это будет мастхэв-артефакт?
— Мы были готовы, потому что мы готовились к Helm of the Dominator. То есть у нас были определенные идеи, как это использовать, и, можно сказать, турнир в контексте этого предмета проходил для нас как ожидалось. Хорошая шмотка, хорошие были около нее идеи у нас. В целом до сих пор играбельная шмотка вполне.
— Не было для тебя странно, что выигравшая в итоге турнир Team Falcons — одна из тех команд, которые полностью игнорировали этот предмет?
— Нет, не было странно. Они не любят микроконтроль. Ну, на некоторых игроках, по крайней мере. А Helm of the Dominator — такая шмотка. Поэтому…
— Это ты сейчас про ATF?
— Да не только ATF. На миде там игрок не играет на Invoker, это был «доминаторный» герой номер один, условно, на миде. На керри Anti-Mage и Faceless Void — «Доминатор»-герои, Skiter на них не играет тоже. У них просто в пуле герои, которые «Доминатор» не особо покупали.
Malr1ne и ATF. Скриншот с трансляции The International
— В целом топ-3 для вашей команды, опять же, когда три человека впервые на TI, — отличный результат, но есть всегда вот это ощущение, что можно было больше, можно было лучше, в целом есть потенциал. Как вообще ты и в целом команда переживали этот результат?
— Действительно, первое время было тяжело, но целом все успокоились, все плюс-минус смирились. Это прошлое, его уже не изменить. Лучшее, что ты можешь сделать, — смириться, сделать какие-то выводы, двигаться дальше. Так мы и сделали.
— Обычно после таких результатов хорошим командам тяжело бывает остаться вместе. Не подумать, что где-то кто-то был виноват, не начать искать виноватых, а остаться вместе единым составом. У вас это получилось, сложно ли было до этого дойти?
— Нет, не сложно, как будто бы было относительно адекватно. То есть мы сразу договорились: если не возникнет чего-то исключительного, то движемся дальше тем же составом. Вот мы к этому пришли и поговорили.
— Когда я спрашиваю, какие команды выиграли от решафлов, чаще всего называют вас и Falcons, потому что вы сохранили состав. А кто, на твой взгляд, провел удачный решафл из других команд?
— У Tundra Esports и Heroic самые нормальные решафлы.
Wisper. Источник: Valve
— Насчет Heroic: ее решение поставить Wisper на центральную линию и вернуть Davai Lama как тебе в целом? Не знаю, может быть, ты смотрел последние игры Heroic, где Wisper как раз играл на центральной линии и моментами получал Enigma, других персонажей с офлейна?
— Я одним глазом смотрел, это прикольно, это классно. Чувак — такой своеобразный Topson. Я в свое время, когда тоже миллион лет назад играл на миде, тоже играл на разных героях на миде — на Sand King там, но это было, условно, лет семь назад, и тогда с Sand King на миде не играл вообще ни один человек в мире. Это прикольно, когда ты используешь свой пул героев и пытаешься их использовать на другой линии. Как, условно, ATF играет на Sven на офлейне или на Ursa — то же самое. Он использует свой пул героев-керри, чтобы играть на «тройке».
— У тебя никогда не появляется каких-то мыслей попробовать себя на другой роли?
— Нет. Зачем? Если ты достиг успеха на своей текущей роли и не так много хороших игроков на этой роли, какой смысл тебе менять? Если тебе интересна всё равно эта роль.
— Как ты рефрешился после TI?
— Я немного путешествовал по Европе. Чуть-чуть, буквально дней десять, наверное, плюс-минус. И потом вернулся домой, там уже с собакой, дела с семьей. Как бы на лайте отдыхал. В компьютер играл тоже, в World of Warcraft играл. Это моя вторая игра, в которую я много времени играю, помимо Dota 2.
— Ты говоришь, что путешествовал. Ты ходил по туристическим местам?
— Несколько городов Германии и Париж.
DM. Источник: личный канал DM в Telegram
— Тебе нравится такой отдых, я так понимаю, не где-то полежать на пляже с коктейлем?
— Нет, лежать на пляже мне надоест уже через день, скорее всего. Я так не могу отдыхать.
— То есть ты именно по каким-то культурным местам?
— Да, именно тревел, то есть 30 тыс. шагов в день минимум.
— А самые интересные места, где ты бывал?
— Азия.
— Где?
— Южная Корея, Китай довольно интересный был, но там, скорее, для шопинга было более интересно. И, очевидно, Япония. Вот это мои топ-3. А, ну, Америка в топ-4 точно входит.
— А где хотел бы побывать еще?
— Я бы хотел побывать в Бразилии, потому что это родина моего тренера и, если честно, бразильцы в общении очень классные ребята, они с СНГ-ребятами по вайбу похожи. Было бы довольно классно попутешествовать. Так что да, я бы хотел там побывать.
Возможно, в другой части Китая надо побывать. Я был в Пекине, Шанхае и в городе, где проходил Clavision DOTA2 Masters 2025: Snow-Ruyi, — Чжанцзякоу. Надо побывать как раз таки в районе, где Гонконг, Гуанчжоу и самый крупный город у них, который киберпанк-городом называют еще в шутку, — Чунцин. Там население еще 45 млн и метро через дома проходит. Интересный опыт бы был. Ну и Китай по шопингу железно топ-1. Потому что ты и так на китайских площадках заказываешь все фигурки, статуэтки.
DM. Источник: личный канал DM в Telegram
— Коллекционируешь?
— Да, анимешные статуэтки, фигурки. Я это всё очень активно закупаю. LEGO тоже можно купить по хорошим и адекватным ценам.
— А ты коллекционируешь по какому-то конкретному тайтлу или в целом?
— Просто в целом то, что мне очень нравится. Вот из последнего я купил из «Наруто» статуэтку Гаары довольно-таки большую, на песочном шаре. Что еще было? Из «Блича», но я не смотрел «Блич», — там такой белый самурай, не знаю, мне просто очень понравилось, как он выглядел. И еще была… Брату я купил из One Piece фигурку. Там какая-то последняя форма главного героя, где он беловолосый, но я еще не смотрел.
— У тебя есть для этого отдельный стенд дома?
— Да, там много чего.
— Ты назвал несколько азиатских стран — тебе в целом нравится вот этот, скажем так, вайб Азии? Или что именно там привлекает?
— Во-первых, Азия — это сейчас такая, более дружелюбная зона для тревела. Туда проще получить визы, попроще с билетами. Как полететь в Европу? Нужно сначала полететь в Стамбул или Сербию. Как полететь в Азию? Ты просто летишь в Азию. Прямым рейсом можно до Китая добраться.
Во-вторых, там реально классная архитектура, что-то новое. Всё-таки Россия — это более европейская страна, будем честны, особенно Москва. Азия — это что-то новое. Их архитектура, их культура, то, как люди ведут себя. И очень нравится их еда. Я прямо азиатские блюда обожаю. А так в Азии реально очень классные сувениры мне удавалось покупать. В Японии я покупал родственникам, условно, сакэ какое-то редкое, какие-то сувениры: брелки, магниты на холодильник и так далее.
Как-то мне в душе это больше нравится. Еще и цены в плане тревелинга относительно Европы — это просто суперподарок. Базовые цены на еду, на это всё. Это очень классно.
DM. Источник: личный канал DM в Telegram
— Ты еще говорил, что отдыхал дома, возвращался к собаке. Это именно твоя собака или в смысле у семьи?
— Моя, четыре года ей.
— Интересно просто: учитывая, что ты часто путешествуешь, насколько твоей собаке в этом плане тяжело? У меня тоже есть собака, и она меня вечером после поездки в редакцию встречает, будто меня десять лет не было дома. Какие у тебя отношения с собакой, как вообще она воспринимает твои постоянные отлучки?
— У меня собака — такой эгоист. То есть, когда я уезжаю, она отправляется, очевидно, к семье. И там с ней гуляют почаще, чем я: если я гуляю два раза в день, то там с ней гуляют по три раза в день. Там есть еще одна собака и кот. В общем, она получает отличный уход, и она суперсчастлива, когда она отправляется, скажем так, к другой стае. Да, она очень счастлива. Но когда она возвращается ко мне, очевидно, тоже суперсчастлива, потому что я вернулся. Но вот так собаки — стайные животные. Если с ними кто-то рядом есть, им в принципе хорошо.
— Не могу не спросить про World of Warcraft. Ты сейчас играешь в актуальную версию?
— Да, в актуальную.
— То есть ты из тех, кто не пошел на третий круг переиздания классики и всего остального?
— Нет, я изначально попробовал поиграть в World of Warcraft: Cataclysm. Там я не покупал подписку — поиграл до 20-го левела. Потом я купил подписку и уже начал плотно играть с дополнения Mists of Pandaria. А сейчас уже опять Mists of Pandaria Classic, и как-то вот возвращаться туда… А какой смысл, если я это и так помню? Как будто бы это хоть и было 14 лет назад, получается, но как будто бы это было вообще…
«Смотрите кого встретил…». Скриншот World of Warcraft с подписью от DM из его личного канала в Telegram
— Там есть еще одно временное окно — просто Classic.
— Да, но это Classic. Честно, мне слишком *** качаться. Это просто не так весело, и это *** по времени. А актуал… Что там: апнул фаст левел, пошел либо PvP играть, либо подземелья Mythic+. А я больше по Mythic+, потому что там ищется быстрее. Если PvP искать на DPS, там 10 минут ждать, что-то в падлу становится. Это как искать на 17 тыс. MMR игру ночью на российском сервере.
— Ты за Альянс, за Орду?
— У меня есть персонажи и там, и там.
— То есть у тебя нет вот этой, знаешь, какой-то предрасположенности к конкретной фракции?
— Нет, играл за Альянс лет пять, потом играл за Орду лет семь. Сейчас играю за Альянс снова — года три. То есть постоянно меняюсь.
— Если в целом посмотреть на весь прошлый сезон, было очень много турниров, на что многие жаловались. И вот завершился TI, и кажется, что дальше — еще один такой сезон. Нет определенного чувства выгорания, усталости от того, что сейчас опять это начнется?
— Нет, наоборот. Мне хватило отдыха в месяц более чем. Я просто хочу уже играть в Dota 2, мне надоело без дела сидеть. И, очевидно, надо понимать, что мы не на абсолютно все турниры будем ездить. Какие-то люди сейчас играли BLAST, у них далее будет плей-офф BLAST, потом они будут играть сразу Wallachia, а у нас такого нет. Закончим этот турнир, отдохнем, потом мы играем Wallachia. В этом плане интересную стратегию мы выбрали, посмотрим, как она скажется на нас. Но абсолютно все турниры мы в этом году не будем играть.
Dukalis, No[o]ne и DM. Источник: Valve
— Помню, у тебя были идеи, как изменить Dota 2 — добавить, как в WoW, достижения, активности. Думал ли ты о том, как можно было бы изменить турнирную систему, форматы?
— Швейцарка самая интересная для просмотра. По крайней мере, мне. То есть, когда смотрю на турниры, я думаю: «Интересно, а может быть, завтра будет BetBoom Team — Aurora Gaming?» Или, не знаю, Team Spirit — Tundra. Это интересно. А в обычной группе ты изначально же знаешь, кто с кем играет.
Условно, Natasha Ishet Parnya, и она будет играть с Tundra, с Falcons — не так интересно. А так, если Natasha Ishet Parnya будет играть против, там, Bratva^Nur1ka — это всё-таки другой уровень. Там даже и непонятно, кто выиграет. Есть в этом что-то. Швейцарка классная. Я буду больше за швейцарку.
— Не знаю, видел ты или нет, идет сейчас 2025 World Championship параллельно…
— Одним глазом видел, но не смотрел.
— Там в bo3-матче герои, которых пикнули, на следующих картах автоматически отлетают в бан до конца серии. Как ты думаешь, такая история подошла бы Dota 2? И как бы ты на нее отреагировал?
— В этом есть что-то интересное, но, если честно, это больше идет вайб Streamers Battle. Именно для соревновательной, профессиональной игры — не уверен. И надо понимать, что эта система в LoL используется — но мы же не знаем в LoL мету. Возможно, в LoL и в мете там 20 героев, а остальные просто говно? А в Dota 2 такого нет. В Dota 2 скорее проще назвать 20 героев, которые говно, чем всех остальных, которые супериграбельны. В Dota 2, мне кажется, сейчас можно играть плюс-минус чем угодно.
— То есть нет такой необходимости, на твой взгляд?
— Да, в Dota 2 — нет, потому что все играют разными героями. Falcons играет с Sand King, Earthshaker в основном. Другие команды играют с Queen of Pain или Puck. Третьи команды играют с Enigma на миде, как ты сказал. Четвертые — вообще с Huskar на три роли. Каждый играет чем-то своим. Это классно в Dota 2. Если будешь просто вырубать героев из драфта, это как-то… Во-первых, даже уровень игры упадет очень сильно, если честно. Будет реально Streamers Battle. Кто-то скажет, что у него герои закончились — на Streamers Battle такое часто бывает. Сидит селебрити, ему Lich забанили, и он не знает, чем играть.
BetBoom Streamers Battle х Динамо 11 стала команда ybicanoooobov. DM с Morphilina Team занял последнее, 9-10 место. Источник изображения: канал BetBoom Streamers Battle в Telegram
— Как тебе, кстати, опыт Streamers Battle?
— Мне больше первый понравился, когда мы в финале проиграли 2:3, потому что там мы всё-таки боролись очень жестко. В этот раз просто не пошло как-то. Ну, бывает. На самом деле я не расстроился.
— Для тебя удивительно, что в рамках Streamers Battle люди умудряются гореть, настолько сильно переживать, иногда ссорятся? Казалось бы…
— Конечно! Я играл, когда только вернулся из Парижа, перед этим вообще в Dota 2 не играл неделю, — для меня это просто фан. А для кого-то это турнир жизни, где можно заработать на месяц хорошей жизни. Для кого-то это большой турнир. В целом деньги не маленькие. Есть вот Stray Team, ее участники живут не в Москве, а в Воронеже, если я не ошибаюсь. Если выигрываешь этот турнир или хотя бы занимаешь хорошее место, в Воронеже ты вообще король с такими деньгами. Я клянусь, будешь вообще король Воронежа. Но это относительно не stray228, а DkFogas, который менее медийный человек. Очевидно, stray228, Vovapain живут отлично.
— Просто даже люди, которые достаточно медийные и без этого короли Воронежа, горят как в последний раз.
— Это потому, что не могут контролировать свои эмоции. Кто-то не хочет, кто-то очень старается… Если ты очень стараешься победить, тебе будет обидно проиграть, и ты можешь выпустить лишние эмоции. Это нормально.
— Понятно, что не сейчас, а через месяц-полтора — а может быть, вообще в 2026-м — нас ждет большой балансный патч, полноценный. Что бы ты в нем хотел увидеть?
— Можно посмотреть на героев, которых не пикают в пабликах, которых не пикают вообще в компетитиве.
— Порой это разные персонажи, в этом проблема.
— Ну, окей, не пикают хотя бы на хай-рангах. Допустим, Wraith King — я этого героя на хай-рангах не видел, не знаю, полгода. Есть герой Visage — его видел там один раз, потому что сам пикнул и проиграл без шансов. Есть герои, которые реально мертвы, и их надо вытаскивать из этого. А есть герои, которые пикаются, банятся каждую игру абсолютно везде, типа Marci. Надо просто немного порезать тех, которые пикаются постоянно, и апнуть других. Способ прийти к балансу.
DM. Источник: EWC Foundation
— А что-то более глобальное не хотел бы увидеть? На уровне еще одних парных порталов, рек и всего остального?
— Можно было добавить какие-то новые обджективы на карту, чтобы можно было придумывать что-то новое вместе. Допустим, второго мини-Рошана, который бы что-то давал, допустим, крипам усиление на 10 минут, чтобы у тебя линии пушились лучше. Это даже, возможно, было бы лучше, чем обычный Рошан, кто знает. Но в целом основное — это вот реально изменения героев. Типа есть герои, которые реально уже надоели очень сильно, и их пора порезать немножко.
— Кто тебе больше всего надоел?
— Тяжелый на самом деле вопрос. Тяжелый. Много героев очень надоело, честно, очень много героев. Даже вот кого-то выделять не хочется. Пусть будет вот Beastmaster на миде, условно. Любой сыграет на Beastmaster мид нормально. Ноль скиллкапа герой. Или Huskar. Такие герои — ноль скиллкапа — меня реально бесят. Ладно, не ноль скиллкапа, очевидно, — не с самым большим скиллкапом, да. Очевидно, будет играть Бобби какой-нибудь на Huskar и какой-нибудь ATF — там будет дифференс огромный, да. Но в целом на мид-Huskar может сыграть и Павлик ранг-300, и в целом Malr1ne нормально. Просто герой слишком сильный и реально простой.
***
FISSURE PLAYGROUND 2 — Dota 2, организованный при поддержке БК BetBoom, проходят с 23 октября по 2 ноября на LAN в Белграде, Сербия. 16 команд разыграют призовой фонд в размере миллиона долларов. Следить за ходом чемпионата можно в репортаже.
Источник: cybersport.ru